Электронное правительство: проблема не в суперкомпьютерах, проблема в головах

У меня есть недостаток – смотрю телевизор. Разделяю мнения, что это «зомбо-ящик» и «крохотное, полупрозрачное окошко в трубе гигантского духовного мусоропровода», но… Но смотрю, он помогает мне ни о чем не думать.
Перед самым Новым Годом по телевизору часто стали упоминать о строящемся в России электронном правительстве и информационном обществе. Президент провел посвященный этой теме госсовет. И я начал задумываться.
На пресс-конференциях выступали министры и губернаторы, последние бодро рапортовали о построенных в их регионах электронных правительствах, министры были лучше осведомлены о предмете и поэтому более сдержанны. Но всех умиляла обсуждавшаяся перспектива использования суперкомпьютеров для управления страной «по уму».
Я решил высказать свое мнение.
Булгаковский профессор Преображенский говорил, что проблема не в клозетах, проблема в головах. Наличие и число суперкомпьютеров не наведет всеобщий порядок. Чтобы что-то автоматизировать, это должно быть сначала формализовано и алгоритмизировано. Иначе суперкомпьютеры просто «сойдут с ума» («зависнут») от неразрешимых логических противоречий в управлении нашей необъятной родиной.
Свои мысли я оформил в виде небольшой статьи и разместил на сайте. Буду рад узнать Ваше мнение.
Евгений
06.02.2010 19:35:46
Так вот ты какой, создатель SKYNET
25.08.2010 13:38:48
smile:D smile:D smile:D
В точку, я тоже так подумал )))
08.12.2010 19:29:02
16.03.2010 11:26:32
Свежо, остро, верно.
За каждым абзацем - просматриватся докторская, а то и работа НИИ.
Давайте строить!
Как и чем поддержать автора?
С уваженим Ломакин Николай
Спасибо за добрые слова.
Как и чем меня поддержать?
Дело в том, что построение электронного правительства в России от нас не зависит.
И если мы видим, что в этом процессе что-то идет не так, то я считаю, нужно выразить свою гражданскую позицию.
Других вариантов "поддержать автора" я не вижу.
Принцип остается неизменным: делай, что должен и будь, что будет.
Лично я оставил комментарий в блоге Президента: http://community.livejournal.com/blog_medvedev/36822.html?page=10#comments
Холодов Игорь
30.03.2010 20:05:03
Уважаемый Алексей!
Я с нескрываемым удовлетворением прочитал Вашу статью на сайте и полностью ее поддерживаю. Но, вот, цитата из нее:

"Для реализации последнего пункта в качестве аксиомы принимается положение, что строительство электронного правительства нужно начинать с «головы» – системы просчитывающей и готовящей государственные решения. Следует отметить, что алгоритмов работы такой системы в настоящее время не существует."

Я приглашаю Вас посетить мой журнал http://inbika.livejournal.com/
и мне очень хочется узнать Ваше мнение об этом материале.
P.S. Его можно обнаружить в Яндексе по поиску в блогах на запрос "Куда может идти Россия". Но там он появляется в разбивку, а читать его надо в упорядоченном виде, как у меня в журнале.
Уважаемый Игорь!
Благодарю Вас за комментарий.
С интересом ознакомился с предложенным Вами материалом. Но не увидел, в чем здесь конфликт с моим тезисом: «Следует отметить, что алгоритмов работы такой системы в настоящее время не существует».
Под алгоритмом, в данном случае, я понимаю точный набор инструкций системы поддержки принятия решений, описывающих порядок действий по анализу информации системы сбалансированных показателей территории и выработке управляющих воздействий, направленных на достижение целей электронного правительства (например, рост качества жизни, увеличение конкурентоспособности территории, безопасность).
Вы спрашиваете мое мнение о Вашей статье: она направлена на решение вопроса построения общества на началах равенства и принципах справедливости. Эта (безусловно благородная) цель, к сожалению, не является достижимой в обозримом будущем. Целью же электронного правительства является комплексная автоматизация процесса государственного управления, способная значительно поднять эффективность такового. Т.о. цель достаточно конкретна, инструментарий ее достижения известен и широко опробован в сфере корпоративной автоматизации. Единственное, что может помешать успешной реализации проекта - отсутствие должной квалификации у исполнителей.
Евгений Панкратов
10.07.2010 20:27:55
Блестящая статья! В краткой форме изложены основные проблемы построения электронного правительства в России. Я в настоящее время в Финансовой Академии при Правительстве РФ как раз занимаюсь построением концепции предоставления госуслуг в рамках электронного правительства РФ. Есть у Вас еще работы на данную тематику? Было бы очень интересно с ними ознакомиться.
Спасибо.
Извините, что не сразу отвечаю - в вузе сейчас период отпусков и я решил сменить обстановку и сделать небольшой тур по островам Таиланда. До компьютера добираюсь редко, Ваше сообщение увидел, но не сразу нашел время на ответ.
Основной работой по тематике электронного правительства является подготавливаемая под моим руководством/консультированием докторская диссертация моего сотрудника. Надеюсь к концу года выносить ее на предварительное рассмотрение (предзащиту).
Возможно, на этом этапе можно будет получить отзыв из Вашего учреждения (желательно чтобы отзыв был подписан доктором экономических наук).
Каковы перспективы использования упомянутой Вами "концепции предоставления госуслуг в рамках электронного правительства РФ"?
Можно ли с ней ознакомиться? Если эта работа носит не только научный характер, но и направлена на практическое использование (выполняется по заказу органов исполнительной власти) - было бы интересно принять в ней участие.
31.07.2010 16:47:46
Привет,Алексей!
Поддерживаю ваши подходы, изложенные в статье. Даже те, которые вы аккуратно обозначили как "Для реализации последнего пункта в качестве аксиомы принимается положение, что строительство электронного правительства нужно начинать с «головы» – системы просчитывающей и готовящей государственные решения. Следует отметить, что алгоритмов работы такой системы в настоящее время не существует" smile;) Алгоритмы-то как раз существуют, раз правительство работает, да кто ж их расскажет.... smile:D

Жаль, что в вашей статье не упомянуты фамилии русских советских ученых, занимавшихся обозначенными вопросами. Например, О. Л. Кузнецов, П. Г. Кузнецов, Б. Е. Большаков. СИСТЕМА ПРИРОДА—ОБЩЕСТВО—ЧЕЛОВЕК УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ. Дубна , 2000 г.
http://www.situation.ru/app/rs/lib/pobisk/systema/main.htm

Еще лет 30 назад, участвуя в АСУпизации, сочинил грустный афоризм "АСУ - самый дорогой способ лишний раз убедиться в неэффективности существующей системы управления". Печально, что с тех пор ничего не изменилось, и горестно, что не видно и стремления к изменениям. "Всё течет, но ничего не меняется."
И если уж что-то разрабатывать в сфере управления, то, очевидно, до рези в глазах, что начинать надо с концептуального уровня (и не информационных систем, а глобальной системы управления человеческим обществом, если не выше).
Желаю всем нам успехов в реализации ваших подходов.
Владимир seeker
vlgrsh@gmail.com

Благодарю за отклик. Только вернулся из отпуска, поэтому прошу извинить за задержку с ответом – виной тому богатая «культурная программа».
На: «Алгоритмы-то как раз существуют, раз правительство работает, да кто ж их расскажет....». Тезис о том, что «алгоритмов работы такой системы в настоящее время не существует» уже обсуждался в этом блоге – речь идет об алгоритмах электронного правительства, построенных на использовании при принятии решений объективных (не зависящих от лица принимающего решение) критериев. В настоящее время, например, испорченные отношения губернатора с главой муниципального района являются субъективным, но определяющим фактором при принятии тех или иных решений. Данные алгоритмы формализованы, прозрачны и являются общими для всех, что позволяет использовать при принятии решений компьютерную технику (по аналогии с системами бизнес-интеллекта). Я не открою тайны, что далеко не у всех региональных руководителей на рабочем столе стоит компьютер (компьютерами пользуются их секретарши), а остальные зачастую используют компьютер в декоративных целях. Это не их вина, а беда – компьютер поставить несложно, но как его использовать в основной деятельности непонятно.
Работа «СИСТЕМА ПРИРОДА—ОБЩЕСТВО—ЧЕЛОВЕК УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ» – очень познавательный материал, помогающий взглянуть на идеи совершенствования управления с более общих философских позиций. Я, однако, исхожу из необходимости построения электронного правительства, как средства повышения эффективности государственного управления и высвобождения трудовых и материальных ресурсов на более продуктивные цели, нежели бюрократия. Т.е. мне видится, решение такой узкой (относительно совместного устойчивого развития природы и общества) задачи более перспективным на данном этапе хотя бы потому, что необходимые ресурсы и методология для этого уже есть.
Электронное правительство в моем понимании будет помогать принимать оптимальные и прозрачные решения, на основе использования объективных критериев. Окончательное слово всегда будет оставаться за человеком, формулирующим систему целей и приоритетов для электронного правительства. Поэтому гармоничное и сбалансированное развитие человечества всегда будет зависеть, прежде всего, от человека – это гарантирует актуальность упомянутой Вами работы в течение всего времени существования человечества.
Что касается надгосударственных образований, гармонизирующих отношения человека с окружающим миром, то на данном этапе исторического развития они мне представляются недееспособными – каждая страна преследует свои эгоистичные интересы и ситуация в обозримом будущем не изменится. Всё что мы получим – красивые декларации при сохранении закономерного для нашей морали господства сильного над слабым со всеми вытекающими.
seeker
03.09.2010 13:16:10
Алексей, спасибо за ответ.
как вы правильно заметили, я придерживаюсь "идеи совершенствования управления с более общих философских позиций."
ибо методологически неверно, с одной стороны, и не эффективно, с другой, проектировать системы управления любого уровня, не вписывая их в объемлющие их системы.
как говорил Плутарх: "Ты правишь, но и тобой правят"...
В то же время самым важным сейчас я считаю создание системы, инструмента выработки коллективных решений и тотального коллективного контроля за исполнением решений на любом уровне. такая система должна быть как вполне автономной, так и неотъемлемой частью любой другой системы управления.
согласен, что актуальным является создание и внедрение упоминаемых вами систем - "как средства повышения эффективности государственного управления и высвобождения трудовых и материальных ресурсов на более продуктивные цели, нежели бюрократия."

возможно, вы уже знакомы с аналогичными системами, например:
МАС «Контроль-ПП» предназначена для реализации в постоянном режиме объективного и достоверного контроля подлинности и качества продукции на всех этапах ее жизненного цикла, а также для защиты потребительского рынка в различных странах мира (в перспективе – во всех странах мира) от неучтенной, контрафактной, фальсифицированной, некачественной и опасной продукции.
http://infomir-cmea.org/node/12
Новая экономическая модель (система) разработана конкретно для соблюдения интересов товаропроизводителей.
С февраля 2010 года начинается формирование международного кадрового резерва (ПФМКР) Программы СЭНП. Формирование кадрового резерва будет происходить на основе привлечения её идейных сторонников.
http://senp.ru/
Пока все. Спасибо за внимание.
seeker
22.08.2010 18:24:51
Согласен с основными тезисами Вашей статьи. Особенно порадовало, что вспомнили профессора Преображенского. Классик, как всегда, был прав. Не думаю, что мои дети доживут до того дня, когда в России будет работать настоящее электронное правительство.
03.09.2010 11:41:35
Согласен, супекомпьютеры не причем, начинать нужно с головы, отсюда и вывод, освоят бюджет, и ничего работать не будет, либо что то заработает, но так что этим пользоваться будет невозможно. Видел своими глазами некоторые из гос. разработок и ужаснулся.
12.10.2010 15:43:45
Приятно читать статью, в которой автор знает о чем пишет
17.10.2010 13:42:10
Отличная статья, спасибо.
Спасибо за информацию. smile:)
25.11.2010 14:32:06
Статья
Интересная статья, почитайте.
Поддерживаю тех, кто уже отметил высокое качество статьи. Только почему блог так давно не обновляется? С удовольствием почитал бы другие материалы данного автора.
Максим
13.12.2010 16:55:57
Согласен, но мне кажеться все накроется тазом задолго до этого. Все сожмется на стадии разработки программного обеспечения
Иисус Христос
14.02.2011 15:30:18
EPAM Systems уже разработала и внедрила

Агентство по информатизации и связи Республики Казахстан

В Самаре выполнены такие части масштабного проекта как: "Шлюз электронного правительства РК" и "Интернет портал государственных органов РК"
Цель проекта ШЭП: объединение разрозненных информационных ресурсов государственных органов в единое информационное пространство для создания базовой платформы для модуля G2G электронного правительства.
Цель проекта ИПГО: создание эффективного механизма информационного взаимодействия государственных органов и государственных служащих РК, создание инструмента для развития корпоративной культуры государственной службы, содействие налаживанию прямых связей между государственными служащими различных ведомств, снижение стоимости взаимодействия с удаленными подразделениями государственных органов.

Это первое реально работающее электронное правительство в странах СНГ (включая Россию).

Используемые технологии:
Сервера интеграции: IBM WebSphere Message Broker 6.0 и IBM WebSphere Process Server 6.0; Websphere Service Registry & Repository 6.0
Портал: Websphere Portal 6.0 Extend
База данных: Oracle 10g R2
Сервер формирования документов: ADOBE Livecycle ES
Сервера взаимодействия: Lotus Domino 7.0, Sametime 7.5, QuickR 8.0
Проблема не в компьютерах
Неумение внятно и корректно изъясняться многое говорит о человеке. Добрый человек (не могу обратиться к Вам по предложенному нику, поскольку уважаю чувства верующих людей), если Вы хотите отрекламировать свое участие в некоей разработке, которая, как Вы считаете, имеет отношение к обсуждаемой теме, то ознакомьтесь с сутью обсуждения.
Упомянутые Вами приложения, как и суперкомпьютеры (о которых писалось выше) не решают ни одной из обозначенных в статье проблем.
То, что на моей стене Вконтакте (http://vkontakte.ru/id48476869 ) Вы оставили бессмысленное сообщение порождает еще больше недоверия к рекламируемым разработкам для Республики Казахстан и самим разработчикам.
05.03.2011 11:01:38
Отлично
Отлично
10.05.2011 15:05:44
не плохо

Чтобы оставить комментарий, необходимо Авторизоваться.

Если вы не имеете своей учётной записи, зарегистрируйтесь, пожалуйста.